DOOM Eternal: пора переосмыслить

DOOM пережил уже много чего (и много кого), поэтому живучести серии можно только позавидовать. Я никогда не был настоящим фанатом, не следил за развитием франшизы, чуть-чуть играл в первые части, немного в DOOM 3, а вот уже DOOM 2016 прошёл мимо меня. Но как раз о нем я слышал много хвалебных отзывов, мол игра реально классная.

Я поиграл в DOOM 2016 демо на PS4, но это было давно и оно преступно короткое. Поэтому в Eternal нырял практически без каких-либо предубеждений, ожиданий и т.п. Почему почти ? Потому что это DOOM: ты уже знаешь что там будут демоны, мясо, Марс и BFG. И, к сожалению, только это там и есть.

Но перед тем, как писать все это я одним глазом глянул 3 русскоязычных обзора на Eternal, что бы услышать за что вообще хвалят и ругают эту игру и даже не стал смотреть англоязычные – в этих трёх обзорах я увидел весь спектр эмоций, от любви до ненависти.

Я не могу сравнивать новый DOOM с предыдущим, поэтому не буду говорить что они добавили и убавили зря — я буду говорить о том, что увидел в первый раз. Начнём с удачных вещей.

DOOM это хороший пример консольного шутера

Один из типов воплей-соплей которые я терпеть не могу, это мнение, что на геймпаде в шутеры играть нельзя. Во-первых, сразу стоит уточнять в какие, ибо Call of Duty и HALO это исключительно консольные шутеры, которые делались и делаются с расчётом на геймпад. Все шутеры от третьего лица, как Gears of War тоже делаются под геймпад. Все PvE шутеры — то же самое. DOOM как раз из последних. Во-вторых, во все шутеры, что есть и на PC и на консолях, можно играть на геймпаде абсолютно спокойно. В-третьих – те шутеры, в которые не реально играть на геймпаде — вообще не выходят на консолях.

В шутерах на стандартных геймпадах есть один недостаток — невозможность одновременного прыжка/подката и прицеливания. Даже если ты кинешь прыжок на L3, это все равно не так удобно и не так уверенно, как если бы под это были отдельные кнопки. И, вуаля, профессиональные геймпады и устанавливаемые лепестки решают эту проблему на раз-два и делают игру в шутеры (и не только в них) на геймпадах увереннее, комфортнее и продуктивнее.

Но дело не только в том что DOOM это PvE, но так же и в геймдизайне прослеживаются детали, которые ясно дают понять что игра сделана в первую очередь под консоли/геймпады.

Во-первых, обратите внимание на видео-обучалки — они все записаны с геймпадом, это видно невооружённым глазом.

Во-вторых, вся боевка в принципе работает не сколько через прицеливание и стрельбу, сколько через хотя бы какое попадание по немаленьким тушам мобов, доведения их до состояния под добивания и… добивания, которые делаются как удар с руки. Плюс есть бензопила, вместо обычной рукопашки, хотя рукопашная тоже присутствует. Плюс есть меч. В общем много скиллов.

И я не говорю уже о том, что присутствует много механик автонаведения при стрельбе, такие как автонаведение ракет и автонаведение двустволки.

И стоит признать – на геймпаде DOOM играется действительно неплохо, очень неплохо. Я всю игру прошел на PC с геймпадом, Арби сказал что я извращенец.

DOOM сохраняет верность видеоигровой культуре

Сегодняшние игры растеряли очень много элементов, которые раньше были стандартными и мы любили и ценили эти вещи. Чит-коды, секретные уровни, внутренняя википедия, плеер с саундтреком – это то, что сегодня встречается совсем не часто. А если и встречается, так в основном в японском геймдеве.

Но DOOM успешно сохраняет эти вещи. Секретные уровни — дополнительный контент. Чит-коды — дополнительный фан поверх старого контента. Саундтреки — это кайфушка. За комп, для которого нужны дискеты — отдельная похвала. Это все подкупает, и не только олдфага, а вообще всех. Это те вещи, благодаря которым игра становится только лучше.

Но такие вещи это приправа в маринаде. Перейдём к самому мясу.

Что такое DOOM Eternal на самом деле ?

Это Devil May Cry, только шутер. Серьезно. Дальше я буду сравнивать эти две игры, потому что они реально похожи. По сути, Eternal копирует формулу DMC, но делает это крайне неудачно. Насколько я понимаю, DOOM 2016 был другим, больше в сторону DOOM 3. А этот как раз получился в сторону DMC.

И вообще, что такое DOOM ? Это экшон. Что такое экшон в чистом виде ? Это слэшеры. Что такое эталон слэшеров ? Devil May Cry (мой любимый первый). Поэтому сравнивать их более чем адекватно на мой взгляд.

И, по моему мнению, если бы Eternal перенял основные фишки, делающий экшон DMC бессмертным – то получилась бы более удачная игра, на недостатки которой можно было бы закрыть глаза. Но так как не переняли, то даже небольшие недостатки становятся виднее, и вместе с просевшей основой получается вообще не комильфо.

Небольшие недостатки

Из небольших недостатков тут слабый саундтрек: музыка подходящая, но она проходная, ты не помнишь ни один трек после прохождения. Были новости, что плохой мастеринг, но так глубоко я не лезу — звук просто не цепляет. И слабый саунд-дизайн: например, в меню паузы не играет музыка, хотя по логике беспрерывного экшона должна играть приглушенная версия текущего трэка, что бы не разрывать состояние потока – это называется не дотягиваться до стандартов.

Ещё один небольшой недостаток, как по мне, это стилистика, которая выглядит более игрушечной, хотя сама графика очень реалистична. Даже дерганья какодемона после гранаты выглядят комично, зачем тогда столько кишков высокого качества ? И ещё: все окружение с одной стороны в рот выебанное должно быть, но оно чистое а-ля Overwatch. Как по-мне, серьёзность и темнота DOOM 2016 подходит игре с названием DOOM больше.

Главные проблемы DOOM Eternal

Основная и главная проблема в том, что к середине игры у тебя наступает полное насыщение игрой, а игра тебя пытается тянуть ещё столько же, а у неё или УЖЕ нечем тянуть, или ВООБЩЕ нечем тянуть. Да, первую половину ты проходишь на рейдже, потому что все основные механики тебе пихают в первые часы. Сюжетно ты вообще ничего не понимаешь, ты все думаешь что вот-вот объяснят – но не объяснят. А потом у тебя возникает ощущение что ты уже сделал все что мог, и увидел все что должен (причём никаких крутых и свежих идей среди этого ты так и не увидел), и что ты вообще долбаеб и занимаешься какой-то хуйней, и тебя все это время жестко наебывали. Только тебе ещё пол игры проходить.

Но тебя не тянет вперёд боевка, не тянет сюжет, не тянет ничего. А идти ты должен. Нахера ?

Боевка

Если говорить о Devil May Cry, то основа это битвы с врагами (естественно, ведь это слэшер (естественно, ведь это экшон)). Они могут происходить в коридорах, квадратах, кругах, вертикально (а не многоуровнево). Но когда сражаешься там то забываешь об игре в целом, про сюжет и т.п. – ты занят тем, что бы убить мобов максимально эффективно и красиво, потому что тебе не только это более рационально и приятно (ведь за это погладят по головке и дадут конфетку) но и потому что SSS это так красиво и эпично, что ты уже играешь не в игру, а в эту красоту. Весь этот мета-геймплей это делает любую боевику интереснее.

Doom Eternal Ps4 GIF by PlayStation - Find & Share on GIPHY

В Eternal этого нет, из-за этого бои по своей сути очень плоские и от них ты чувствуешь себя дураком. Тебе дают скиллы, тебе дают новые пушки, тебе дают апгрейд костюма – но в итоге вся боевка сводится к тому, что ты просто наглым образом забиваешь врагов, и при возможности добиваешь. То есть, у тебя миллион механик, что бы делать это более красиво и эффективно, но от них нет никакого понту – и в итоге ты этого и не делаешь (ибо напрягаться по беспонту это не твоё).

По факту, даже визуальный фидбэк твоего успешного файта – это награда, которая делает файт более интересный. Когда в том же Overwatch ты начинаешь «гореть» если круто играешь. Или как в Streets of Rage 4 – счетчик комбо. Но тут и этого нет.

Сюжет

Но если ожидания от развития основного геймплей меня не ведёт вперед, и сам геймплей однообразный, тупой и скучный, тогда должен вести вперед сюжет. Это золотое правило, ведь за сюжет можно простить абсолютно все (да, Drakengard ?).

Но сюжета тут нет. Более того, если в DOOM 2016 ты не играл – ты вообще не поймёшь что происходит, и тебе никто не объяснит, и это ещё больше создаёт ощущения тупизны происходящего. В DMC тебя вводят в курс дела всей серии, на случай если ты все пропустил. И это при том, что DMC как и отдельные произведения работают абсолютно нормально. Но Eternal вообще никак не работает.

Тут есть лор, это факт. Но он подаётся через необязательные записки, спрятаные по уровням, которые ты должен искать, и вручную читать через меню. Это лучше, чем ничего, но это может пройти мимо игрока практически на 100% – и что тогда останется ? Несколько кат-сцен, непонятные малочисленные диалоги, и хуй пойми кто вообще.

Никто не требует рпг-сюжет в DOOM, хотя уже давно есть сюжетно крутые шутеры, а про слэшеры я вообще молчу. Но если я не понимаю куда и зачем я иду, если мотивации 0, заинтересованности в истории 0, интересных персонажей 0 – это проблема. Зачем мне идти куда-то тогда вообще, зачем мне проходить игру ? Вы можете сказать, что в тупости DOOM и есть его фича – но в реальности это баг. DMC, каким бы тупым он ни был, много людей проходят его из-за сюжета и любви к харизматичным персонажам.

Doom Eternal GIF - Find & Share on GIPHY

А DOOM это сюжетный сингловый ААА шутер от крупнейшего издателя по культовой франшизе, которая по возрасту как Я – в этой игре реально не должно быть хоть какого-нибудь вменяемого сюжета ? Это риторический вопрос, само-собой.

Итог

Я думаю, что если бы эти два момента были проработаны более тщательно, то игре бы простилось многое. Но DOOM точно нужно пересматривать пути развития, потому что Eternal не работает. Даже если бы игру сделали в 2 раза короче – эти проблемы бы никуда не исчезли. Искренне надеюсь, что DOOM 2016 оставит более приятные впечатления. Я только ЗА, что бы у меня был добротный шутер в библиотеке. Но Eternal точно мимо. Но в такое иногда полезно играть.